Нетяговый подвижной состав (классификация, обозначение)
Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов.
В вагонах пассажирского парка перевозят людей, багаж, почту — к ним относятся:
- вагоны-рестораны,
- специальные вагоны (служебные, лаборатории, клубы и т. п.).
Пассажирские вагоны оборудованы устройствами отопления, вентиляции и освещения. Отопление может быть водяное или электрическое.
Парк грузовых вагонов состоит из крытых вагонов, платформ, полувагонов, цистерн, вагонов изотермических и специального назначения.
Крытые вагоны предназначены для перевозки разнообразных грузов, их сохранности и защиты от атмосферных воздействий. Эти вагоны, оснащенные соответствующим оборудованием, могут быть использованы и для массовых перевозок людей. Полувагоны — наиболее распространенный вид вагонов грузового парка. Они служат, в основном для перевозки массовых навалочных, сыпучих грузов, таких как уголь, руда, кокс, щебень, гравий и др.
Жидкие грузы (нефть, керосин, бензин, масло, кислоты и т. п.) перевозят в цистернах. Цистерна представляет собой специальный металлический сварной резервуар (котел) цилиндрической формы, имеющий в верхней части люки для налива груза, а также для очистки и ремонта котла. Разнообразие грузов обусловливает существенные изменения конструкций цистерн.
В зависимости от перевозимых грузов цистерны железнодорожные могут быть разделены на две группы:
- общего назначения — для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов,
- специальные — для перевозки отдельных видов грузов
Скоропортящиеся грузы доставляют в изотермических вагонах. Их используют в летнее время для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, рыбы, фруктоз и др.), а зимой — грузов, теряющих свои качества при замерзании (овощей, фруктов, молока, минеральных вод). Для поддержания внутри вагонов необходимой температуры их оборудуют приборами охлаждения и отопления, а кузова имеют тепловую изоляцию.
Вагоны специального назначения предназначаются для грузов, требующих особых условий перевозки.