Железнодорожный сленг
Алфавитный порядок железнодорожного сленга
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
А
Автоматик – автоматический выключатель во вспомогательных цепях.
Американец – паровозы серии Е.
Аннушка – паровоз серии А.
Б
Баранка – рейс электропоезда или поезда метро от конечной до конечной и обратно. Полбаранки – рейс только в одну сторону.
Башмарь – регулировщик скорости скатывания отцепов с горки, работающий с тормозными башмаками.
Башня – пост электрической сигнализации старой постройки, имеющий на третьем этаже балкончик.
Башня – здание поста МРЦ или ДСП, возвышающееся над остальными станционныи постройками.
Беззадый – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Боинг – в депо под этим названием фигурирует, как правило, серия самых больших и мощных локомотивов.
Боинги – семейство вагонов моделей 81-717 (81-714).
Больной – неисправный локомотив.
Большевик – поездной кран.
Бомба – предохранитель высоковольтных вспомогательных цепей на электропоезде.
Борька – паровоз серии Б.
Бочка – цистерна, она же кадушка.
Брехаловка – место в «отдыхаловке» или в депо, где можно покурить и послушать «правдивые» истории из производственных, алкогольных и других похождений машиниста.
Бучки – главная и магистральная части воздухораспределителя.
Быть в пределах – находиться на приёмо-отправочном пути станции, не «залезая» хвостовой частью поезда или локомотивом за предельный столбик.
Бычок – тепловоз ТЭ2.
В
Вагон-лавка – рабочий поезд, развозящий по полустанкам хлеб и другие продукты.
Валяться – отдыхать в пункте оборота.
Ваня – самая тяжёлая кувалда.
Вваливать – задать локомотиву режим полной мощности.
Вваливаться – прибывать на станцию (обычно на боковой путь).
Венгерка – послевоенные паровозы Эр, строившиеся в Венгрии.
Верблюды – семейство вагонов моделей 81-717 (81-714).
Верёвка – контактный провод.
Вертушка – закреплённый за ПМС состав думпкаров с турным вагоном, используемый для ремонта пути на обслуживаемом участке.
Вилка – реверсивная рукоятка.
Водянка – поезд для подвоза воды на ближайшие линейные станции.
Вожжа – «нештатный привод» реек ТНВД в виде верёвки или проволоки, привязанной к одному из рычагов привода и выведенного в кабину.
Вожжи – кабель для вывода локомотива из депо низким напряжением.
Всей деревней – производить манёвры на станции локомотивом сборного поезда с прицепленными вагонами.
Вставка – плавкий предохранитель.
Выбросить (вагон) – выцепить вагон из поезда.
Вызывальщик – человек, выполняющий обязанности по вызову из дома в поездку локомотивных бригад.
Вэшка – тепловоз 2ТЭ10М.
Г
Гармошка – межсекционный переход.
Генерал – паровозы серии П36.
Гирлянда – несколько тарельчатых изоляторов, соединённых последовательно.
Глаза – буферные огни локомотива.
Глазок – цветной светофильтр на сигнальных лампах.
Глухарь – слесарь по ремонту котлов паровозов (или котельщик). После продолжительной работы с пневмоинструментом в замкнутом пространстве котла такие люди действительно глохли.
Глухонемой – локомотив, не оборудованный радиостанцией.
Головастик – дизель-поезд Д1.
Гонялка – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Гоп-стоп – внезапное перекрытие разрешающего сигнала на запрещающий.
Горбатый – тепловоз ТГМ2.
Горшок – на тепловозе – цилиндр дизеля.
Горшок – на электровозах – маслоотделитель компрессора.
Горячий (локомотив) – находящийся в рабочем состоянии.
Гребешок – редуктор привода вспомогательного генератора, устанавливаемый на гидропередаче.
Грибок – заглушка для установки приборов (ртутных термометров, манометров и т. п.) непосредственно в трубу.
Грибок – кнопка в верхней части электропневматического вентиля.
Гроб – паровоз серии Г.
Гусак – перекидной (рычажной) реверс старого образца. В Советское время встречался, например, на паровозах серии ША.
Гусь – высоковольтные крышевые перемычки между пантографами на электропоезде.
Д
Дать петуха – применить экстренное торможение на электропоезде с краном машиниста №334Э. Слово «петух» в данном случае созвучно слову “Пятое” (положение экстренного торможения на этом кране).
Двиган, движок – тяговый электродвигатель.
Дежурный кочегар – тоже, что и прогревальщик, только на паровозах.
Десятка – электровоз серии ВЛ10.
Дёрнуть за хвост – при полной пробе тормозов – проверить проходимость воздуха по тормозной магистрали путём открытия концевого крана последнего вагона.
Джойка – паровоз серии ОД.
Дуть стрелки – чистить стрелочные переводы от снега при помощи сжатого воздуха.
Дюрит – трубопровод топливный, масляной или водяной системы на тепловозе.
Е
Елена – паровоз серии ЕЛ.
Ерыжка – паровоз серии Ы.
Ехать на лопате – топить паровоз вручную.
Ж
Желтуха – сигнальный жилет ярко-жёлтого или оранжевого цвета.
Жоксы – межсекционные высоковольтные и низковольтные соединения.
З
Завалить топку – неумелое отопление паровоза, приведшее к зашлоковыванию колосниковой решётки и как следствие этого – прекращение горения.
Зависнуть – о каком-либо электроаппарате – зависнуть в промежуточном положении.
Зависнуть – надолго встать на промежуточной станции.
Заковать (колёса) – допустить образования ползунов.
Закрываться – переводить главную рукоятку контроллера на нулевую позицию.
Заправить паровоз – т.е. снабдить топливом и водой, подготовить к растопке.
Звёнка – двухзвенная цепь (переходное устройство для соединения вагона с автосцепкой и вагона с винтовой стяжкой).
Зелёнка – бланк разрешения на проследование запрещающего показания выходного светофора, неисправного маршрутного указателя группового выходного светофора или нахождение головы поезда за выходным светофором. Имеет зелёный цвет.
Зойка – паровоз серии З.
И
Идти на песке – интенсивно песочить рельсы.
Иска, исак – паровозы серии ИС.
К
Кабак – вагон-ресторан, он же кухня, он же харчевня.
Катюша – паровоз серии К.
Керогаз – обозначение тепловоза у локомотивных бригад, работающих на электроподвижном составе.
Керосинщики, чумазые, мазута – электровозники о тепловозниках.
Китай – бытующее у проводников всей сети дорог название занятия, заключающегося в повторной продаже использованного постельного белья.
Китай делать – подбирать комплекты получше и продавать их.
Китайка – повторно проданный комплект белья.
Кишкотряс – электровоз ВЛ60.
Классный – любой вагон пассажирского парка.
Коза – электропоезд. Узнать историю термина не удаётся. Зато все ездят «на козе». А как тогда, получается, зовут машиниста? Нет, не водила, и не то, что вы подумали. Он – Козовоз, потому что «на козе» возит. Он «Козовод», потому что «козу» водит. И иногда «козодёр», так как состав иногда дёргается. Последнее бытует среди пассажиров.
Кольцо – выключатель аварийной остановки поезда на электровозах серии ЧС и тепловозе ТЭП70.
Кольцо – работа локомотивов на участках обслуживания своего депо, так и другого.
Командир – обращение машиниста к диспетчеру.
Компашка – паровоз системы компаунд (обычно ОД или ОВ).
Консервы – законсервированные локомотивы.
Конус – деталь выпускной системы тепловоза ТГМ4.
Коробка – гидропередача на тепловозе.
Костыль – на тепловозах М62 (2М62) изогнутый стержень для открывания защёлок дверей, панелей и ящиков внутри тепловоза.
Кофемолка – контроллер электропоезда ЭР1 и ЭР2 (до № 1028).
Крест – два пересекающихся стрелочных перевода.
Кричать – подавать громкий звуковой сигнал.
Крокодил – тепловоз 2ТЭ121. Из-за круглых окон получил и другое название «подводная лодка».
Крыша – единица измерения числа вагонов в пассажирском поезде.
Круговоротчик – тот, кто работает на поворотном круге и крутит его.
Круглая – электропоезд со старой кабиной.
Кувшины – полнопоточные фильтры тонкой очистки масла на тепловозе.
Кукушка – маневровый локомотив, за которым, как правило, закреплено более одного маневрового участка.
Кукушка – любой маленький паровоз.
Кузнечик – локомотивный скоростемер (стрекочет всю дорогу).
Куча – неравномерное расположение горящего топлива по колосниковой решётке.
Л
Лапоть – длительное малоэффективное пневматическое торможение, - по его изображению на скоростемерной ленте.
Лебедянка, лебедь – паровозы серии Л и ЛВ.
Линейщики – локомотивные бригады грузового движения, работающие на протяженных плечах обслуживания.
Луганка – тепловоз ТЭ10Л; пассажирская «луганка» – 2ТЭ10В.
Луноход – рама от полувагона или крытого вагона, приспособленная для перевозки малотоннажных контейнеров.
Люм – люминисцентное освещение в пассажирском вагоне.
Лыжа – полоз пантографа.
Лыська – ползун, плоское место на поверхности катания колеса, образовавшееся из-за заклиниванья и волочения колёсной пары юзом. Встречается в основном у водителей трамваев.
Лягушка – соединительная головка.
Лягушка – накатной башмак.
Лягушка – устройство для подъёма сошедшего с рельсов подвижного состава.
М
Максим Горький – обычный пассажирский поезд 20-х годов.
Маленький – тепловозы ТГМ4, ТГМ4А.
Малыш – электровоз ВЛ60.
Малыш – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Мальчик – локомотивный кран машиниста (он маленький), по аналогии.
Мальцовка – паровоз серии Т.
Маруська – тепловозы ТЭ10М.
Маруся – паровоз серии МР.
Маруся – система САУТ (система автоматического управления тормозами), которая сама электронным голосом (обычно женским) сообщает о приближении к путевому светофору, переезду, мосту, об изменении показания локомотивного светофора.
Маслопух – дизель-поезд.
Маслята – так называют тех, кто обслуживает масляное хозяйство тяговых подстанций.
Матюгальник – громкоговоритель парковой связи.
Матюкальник – рация на локомотиве, обычно маневровая. По ней говорят все и всё слышно.
Машка – в подавляющем большинства депо так обозначают тепловозы М62 и 2М62. 2М62 имеет название «двойная машка».
Медведь – проводник винного вагона.
Мельницу крутить – управлять контроллером КРМ электропоезда ЭР2. По внешнему виду его рукоятка напоминает верхнюю часть ручной кофейной мельницы.
Месить – производить маневровую работу.
Метельник – путеочиститель на локомотивах или МВПС.
Меха – брезентовые рукава системы воздухоснабжения дизеля на тепловозах многих серий.
Механик – уважительное обращение к машинисту локомотива.
Молотки – подвески розетки автосцепки.
Морда – лобовая часть локомотива или МВПС.
Мужик – устройство оповещения пассажиров на электропоезде, имеющее магнитофон.
Н
Набираться – перемещать главную рукоятку контроллера на более высокие позиции.
На затылок – параллельное соединение тяговых двигателей на отечественных электровозах постоянного тока.
Наступить – немного заехать за изолированный стык.
Нога – опора какого-либо агрегата.
О
Обогнать – переставить локомотив с одного конца поезда на другой.
Овечка – паровозы серии О всех индексов, редко делились на «опечки» ОП, «очешки» ОЧ и т. д.
Оглобли (они же рога) – токоприёмники электровоза или МВПС.
Одеяло – равномерно поданное на колосниковую решётку топливо.
Острый пар – пар, прошедший через элементы паронагревателя, подвергшийся перегреву.
Отдоить – отпустить тормоз, пользуясь выпускным клапаном воздухораспределителя.
Отдыхаловка – дом отдыха локомотивных бригад при депо.
Отдыхающая – купе для отдыха проводников.
Откачивать (тормоза) – заряжать тормозную магистраль.
Откос – длительный переотдых в пункте оборота.
Открыться, закрыться – эти паровозные термины применяются и электровозниками и машинистами метро. Значение – включить ток, набрать позиции и выключить ток.
Очко – название единицы измерения давления в тормозной системе (кгс/см2).
П
Палка – позиция контроллера машиниста на тепловозе.
Палка – название единицы измерения электроэнергии (квт*ч).
Паук – паровоз серии 9П.
Перевалка – маневровый состав, следующий из одного маневрового района в другой или через парк в противоположную горловину.
Передняя топка – дымовая коробка котла.
Переходник – переходная площадка из вагона в вагон.
Пингвины, путевые люди – локомотивщики о путейцах.
Площадка – пассажирский остановочный пункт.
Плясать – часто срываться на боксование.
Победа – паровозы серии П36.
Подгон – электропоезд, следующий по графику без пассажиров и остановок на промежуточных станциях.
Под горой – значит в сортировочном (подгорочном) парке.
Подкидывать – то же, что и «набираться».
Подковать (колёса) – допустить образования ползунов.
Поезд на гору – поезд назначения в сортировку.
Поехать в обгон – переместиться в противоположный конец станции, употребляется в отношении одиночных локомотивов, отцепившихся от прибывших на станцию поездов.
Поить – доливать воду в тепловоз.
Положить солдата – допустить срабатывание реле перегрузки ТЭД электровоза.
Полосатики – семейство вагонов моделей 81-717 (81-714).
Помазать машину – произвести осмотр и смазку экипажа и парораспределительного механизма.
Помогало – помощник машиниста.
Помогать – запускать дизель на тепловозе при неработающем ускорителе пуска объединённого регулятора путём ручного нажатия на привод реек ТНВД.
Помогать – включаться в тягу (при следовании нескольких локомотивов в поезде).
Понедельник – самая тяжёлая кувалда.
Понятно – универсальный железнодорожный ответ при служебных переговорах, что-то вроде американского «О, кей», произносится даже в тех случаях, когда говорящему решительно ничего не понятно.
Посадить козла – неумелое отопление паровоза, приведшее к зашлоковыванию колосниковой решётки и как следствие этого – прекращение горения.
Привязать к столбу – запитать от внешнего источника.
Прикурить – запустить дизель от другого тепловоза.
Прогар – неравномерное расположение горящего топлива по колосниковой решётке.
Прогревальщик – машинист или помощник машиниста, следящий за находящимися в депо рабочими локомотивами в отсутствии на них локомотивных бригад.
Прокурор – локомотивный скоростемер.
Пузырь – локомотив, следующий "резервом", т.е. без вагонов; идти пузырём – вести состав порожних вагонов.
Пульман – длиннобазый цельнометаллический вагон для перевозки легковесных грузов.
Пута – путеизмеритель.
Р
Разбериха, разборка – поезд, подлежащий расформированию на данной станции (характерно для промежуточных станций).
Разборка – поезд, поступающий в формирование.
Растянуться – остановиться с тяжеловесным поездом на подъёме, ввиду невозможности его преодолеть.
Резак – то же, что и "пузырь".
Реф – АРВ.
Рогатка – реверсивная рукоятка.
Рубка – (от радиорубка) рабочее купе начальника поезда, оборудованное радиосвязью с машинистом и системой радиовещания типа «Рейс».
Руль – реверсивная рукоятка.
Рундук – ящик под нижней полкой для ручной клади пассажиров.
Ружьё – реверсивная рукоятка электропоезда ЭР2.
Рыба – два параллельных пути, сходящихся по концам в один и предназначенных для обгонки маневрового локомотива вокруг состава.
Рыба – паровоз серии Р.
Рыжий – вспомогательный локомотив.
С
Самокат – самопроизвольный уход подвижного состава.
Самолёт – пассажирский вагон межобластного сообщения (с креслами как в самолёте).
Сапог – вал в жёстком кожухе-трубе, привод вспомогательных агрегатов на некоторых тепловозах.
Сарай – электровоз ЧС7.
Сбрасывать – то же, что и «закрываться».
Свалиться – сойти с рельсов.
Сварочная электромотрисса – переоборудованный моторный вагон электропоезда Ср, который используется для сварки дроссельных перемычек. Вагон едет своим ходом, для чего имеет две кабины. Однако скорости движения регламентируются как для дрезин.
Светомузыка – электровоз ЧС8 – много шума и лампочек.
Свистун – ЭПК-150.
Свой – прямодействующий тормоз локомотива.
Свояк – вспомогательный тормоз.
Сгнить – долго простоять с поездом на промежуточной станции.
Сделать проход – продвинуться за предельный столбик.
Сдохнуть – заглушить дизель тепловоза из-за неисправности.
Секция – электропоезд.
Серго – паровозы серии СО.
Сетка – вагон финской постройки для перевозки легковых автомобилей.
Сидеть на рейке – вручную поддерживать требуемые обороты дизеля при неисправном объединённом регуляторе, роль которого на себя берёт помощник машиниста.
Сквозить – следовать без остановки.
Скворечник – помещение оператора сортировочной горки, вознесённое высоко над сортировочными путями на металлической раме.
Скворечник – высокая кабина на тепловозах ТЭМ12 и ТГМ9.
Скоба – соединительная ветвь между пересекающимися линиями.
Скотник – то же, что и метельник.
Служебка – служебное купе проводника, оно же рабочее, щитовая.
С места с шунта – разгон электропоезда ЭР2 после стоянки с использованием сразу же последнего, IV положения КРМ, - при этом достигается наиболее быстрый набор скорости.
Сморкаться – продувать магистрали и ГР.
Снегодуй, снегочист – снегоуборочная машина, снегоочиститель.
Собачник – ящик под вагоном, обычно открывающийся снаружи, предназначенный для перевозки домашних животных. В настоящее время таких не делают и термин перекочевал на ящик под полом вагона для использованного постельного белья.
Соня – паровоз серии СОН.
Сопли – временные перемычка для обхода повреждённых участков низковольтных цепей.
Сороконожка – транспортёр.
Сороконожка – электропоезд.
Соска – электровоз ВЛ80С.
Сосок – короткая труба с вентилем, служит для слива и заполнения систем.
Специалка (специал) – вид вагонных ключей.
Стойло – цех в депо.
Стояк – отделение в торцевой стенке тамбура пассажирского вагона.
Стояк – локомотив, ожидающий ремонта.
Стрелы – ряд фирменных поездов на маршруте Санкт-Петербург – Москва (1/2, 3/4, 5/6, 9/10, 157/158, 159/160).
Стукач – скоростемер.
Сучка, сэушка – паровозы серии Су.
Схватить резака – затребовать вспомогательный локомотив.
Считать железяки – принимать инструмент.
Считать колёса – осматривать экипажную часть.
Т
Танк – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Тарзан – короткий пригородный электропоезд.
Тарзан – паровозы серии ИС, так как они работали в те времена, когда по экранам страны шли в кинотеатре эти американские фильмы, а сами паровозы были чёрные как гориллы.
Телевизор – глазок в двери кабины электропоезда, выходящий в салон.
Телевизор – табло световой сигнализации на людиновских тепловозах.
Телевизор – локомотивный светофор.
Трамвай – рабочий поезд. Состоит из электровоза и одного классного вагона, курсирует два раза в сутки. Термин переходной, ранее им обозначался электровоз, развозящий локомотивные бригады, путейцев, связистов. Ранее трамвай курсировал каждые два часа. Название, видимо, дано за частые остановки (в каждой горловине, у каждого поста).
Трамвай – электропоезд.
Трёхгранник (трёхгранка) – вид вагонных ключей.
Тройка – тепловоз серии ТЭ3.
Труба с небом разговаривает – чёткий выхлоп отработанного пара из паровой машины и увлекаемого им потока горячих газов из топки в дымовую трубу паровоза, идущего на открытом регуляторе.
Тупоголовая – электропоезд с новой кабиной.
Тэпка – тепловоз ТЭП60.
У
Угра – уровень головки рельса (от УГР).
Узелок – узловой локомотив.
Узловики – локомотивные бригады грузового движения, работающие с вывозными поездами на железнодорожном узле.
УКБМ (прибор бдительности) – Ускорение Кончины Бедного Машиниста.
Управа – управление железной дороги.
Упустить воду – допустить понижение уровня воды в котле ниже допустимого уровня.
Устроить баню – перегреть дизель, выбросить воду.
Утка – тепловоз 2ТЭ10УТ.
Утюг – название электровоза у тепловозных бригад, утюги – тепловозники об электровозниках.
Уши – воздухозаборники либо козырьки над ними на тепловозах многих серий.
Ушка – тепловоз 2ТЭ10У.
Ф
Фантомас – тепловоз 2ТЭ116.
Федя, федюк, феликс – паровозы серии ФД.
Фишка – штепсельный разъём.
Х
Хапнуть – провести тёжеловесный или длинносоставный поезд.
Хозяйка – локомотив на манёврах при депо.
Хозяйка – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Холодильник, холодилка – охлаждающее устройство тепловоза.
Холодный (локомотив) – находящийся в нерабочем состоянии.
Ц
Цапля – паровоз серии Ц.
Центра – неисправность в виде большой разницы в высоте осей автосцепок соседних вагонов поезда.
Ч
Чебурашка – электровоз ЧС2.
Челенджер – электровоз ВЛ23.
Червонец – тепловоз ТЭ10.
Черепаха – паровоз серии Ч.
Чех – любой локомотив чехословацкого производства, чаще всего электровоз серии ЧС. Термин распространён на всей сети.
Чеэнка – паровоз серии ЧН.
Чмошник, чмуха – тепловоз ЧМЭ3.
ЧМЭ3 – чумовоз.
Ш
Шар – паровоз серии ША.
Шестёрка – тепловоз серии ТГМ6А.
Шило – откидное сидение в кабине, на котором сидят как на шиле.
Штаны – расхождение путей в стороны при подходе к большому мосту. «В штанах» – значит между разошедшимися путями.
Штаны – деталь впускной системы тепловоза ТЭМ7.
Шпион – локомотивный скоростемер.
Шура – паровоз серии Ш.
Щ
Щепка – паровоз серии ЩП.
Щука – паровоз серии Щ.
Э
Эверластик – спускной кран ГР.
Электросекция – электропоезд или просто секция.
Элка – паровозы серии Л.
Элька – паровоз серии ЛП.
Эмка – паровоз серии ЭМ.
Эрка – послевоенные паровозы Эр, строившиеся в Румынии, Чехословакии.
Эска – паровоз серии С.
Эховские – паровозы серии Э всех индексов кроме послевоенных Эр. Редко делились на «эушки» Эу, «эмки» Эм и т. д.
Эшак – паровоз серии ЭШ.
Ю
Юбка – часть кузова локомотива или вагона, расположенные ниже уровня пола или рамы (в зависимости от конструкции).
Я
Яма – смотровая канава в депо или на ПТО.
Яшка – паровоз серии Я.
Если по каким-то причинам не найдено требуемое слова, также советуем посетить страничку: www.parovoz.com/spravka/slang.html
Всего опубликовано 315 слов, которые частично используются на железной дороги — железнодорожный сленг.{jcomments on}